Сайт жасап беруге тапсырыс қабылдаймыз! Толық жасап беру құны – 150 мың теңге. Хабарласу үшін: qorlyq@list.ru
Басты бет » Көкейтесті » У ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ СРОКА ДАВНОСТИ НЕТ

У ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ СРОКА ДАВНОСТИ НЕТ

К 75-летию Великой Победы в узбекском драматическом театре подготовили спектакль, смысл которого будет понятен даже если не знаешь узбекского. «Дерево терпения» пробирает насквозь, вызывая слезы даже у самых стойких. Тема войны, любви и верности – на все времена.

Спектакль особенный еще и потому, что в его основу легли настоящие события. История непридуманная. Герои незабытые. И директор театра, председатель Ассоциации узбекских этнокультурных объединений Казахстана «Дустлик» И.Хашимжанов к этой постановке имеет самое прямое отношение.
Больше 15 лет Икрам Акрамович искал могилы деда и дяди, погибших в Великую Отечественную войну. Желание найти не давало покоя, сидело занозой в сердце. Спустя годы выяснилось, что оба воевали в Белоруссии, там же пали в кровавых боях и были похоронены в братских могилах в числе своих однополчан.

– Не застал дядю Нигматжана, – рассказывает И.Хакимжанов. – Но вот слезы его супруги видел очень часто. Плакала, ждала, верила, что он жив до последних дней. Найти сведения о нем я был обязан. Информацию удалось получить из военных архивов Министерства обороны РФ, а также помог банк данных «Мемориал» obd-memorial.ru о погибших, умерших и пропавших без вести.
Война застала Нигматжана и его жену Бузахру в военном санатории в Чирчике. 22 июня они спешно вернулись в Чимкент. Как учитель математики и физики в школе рабочей молодежи, он мог воспользоватся бронью, но не таков был Нигматжан. После краткосрочных офицерских курсов в Арыси, получив звание лейтенанта, он одним из первых отправился на фронт. Командовал пулеметным взводом, участвовал в обороне Сталинграда. Последнее письмо от него пришло из госпиталя, где он сообщал: «…Пишу из госпиталя. На днях встану на ноги и вновь пойду на фронт. Что будет дальше – знает Бог, но, думаю, увидимся». Последний бой Нигматжан принял в Гомельской области в составе 11-ой армии Белорусского фронта. Был тяжело ранен и 3 марта 1944 года скончался в госпитале. Добытые сведения позволили Икраму Акрамовичу добиться увековечения имени Нигматжана Хашимжанова на надгробье братской могилы в городе Буда-Кошелево – месте его захоронения. Там же спустя 74 года после погребения по нему наконец прочитали жаназу – заупокойную молитву. И горсть родной казахстанской земли, привезенной из дома, смешалась с белорусской.
– До глубины души тронуло, как встречают в Белоруссии потомков воинов Великой Отечественной, как чтут память наших солдат. Среди фамилий на надгробьях – сплошной интернационал, но все одинаково дороги сердцу, такой трепет в душе! Фамилию нашего Нигматжана и данные о нем увековечили в местном музее Великой Отечественной войны, – рассказывает И.Хашимжанов.

– Конечно, хотел приехать в Белоруссию снова. Тем более что один из моих дедов Фазыл Кадыров также погиб на белорусской земле в декабре 1943 года у деревни Усушки. К сожалению, у нас мало фактов о его фронтовом пути, есть только сведения о последнем бое. В комиссариате Чаусского района меня заверили, что имя моего деда будет увековечено на мемориале героев Великой Отечественной. Здесь, кстати, очень много азиатских фамилий. Вот так для меня эти места теперь родные, а белорусы – братский народ.
Все что удалось узнать о героических предках, И.Хашимжанов подробно записал для внуков и правнуков. Чтобы не было белых пятен в хрониках семьи. Все кто читал историю о Нигматжане, в один голос заявляли готовый сценарий. Так и родилась идея поставить спектакль ко Дню Победы. Ведь каждой семье, где хранят память о невернувшемся с войны, эта история до боли близка и понятна. А еще хотелось Хашимжанову отдать дань памяти женщинам, ждавшим своих мужей и сыновей с войны до последнего:
– Вот как в стихах Константина Симонова: «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло». Ведь это тоже подвиг, пусть и не фронтовой. Известный узбекистанский драматург Мехманкул Исламкулов на основе сведений о Нигматжане написал пьесу, которую я доработал и адаптировал для нашего театра. Вот такой неожиданный дебют получился. А потом еще один – уже в качестве режиссера. Слишком близка была моему сердцу эта история.
Нигматжан и Бузахра прожили всего семь лет и семь месяцев. А ждала она его 44 года. Всем сердцем верила, что он обязательно вернется. Растила дочерей в безграничной любви к отцу, а младшая даже не видела его ни разу. Бузахра была в положении, когда провожала мужа на фронт.

По узбекскому обычаю Нигматжана и его отца, уходивших на войну, провожали с лепешкой. Оба откусили от нее по кусочку, ощутие напоследок вкус родного очага. Оставшаяся часть хранилась в доме много лет. Словно ждала их та несъеденная лепешка. Эта сцена вошла в спектакль как одна из ключевых: слезы наворачиваются на глаза, видя такие проводы. А в финале постаревшая Бузахра стоит у такого же старого дерева, которое в начале их семейной жизни посадил ее дорогой супруг. За долгие годы дерево практически высохло – лишь несколько пока зеленых веток. Тяжело вздохнув, Бузахра произносит: «Дерево, тебе, наверное, уже надоело ждать. Кончилось твое терпение. А мое нет. Буду ждать Нигматжана до последнего вздоха». У такой любви и верности срока давности нет. В финале плакал весь зал, пришедший на премьеру 4 марта. В числе зрителей – дочь Нигматжана и Бузахры Махсуда.
– Актеры занятые в спектакле, играли с невероятным воодушевлением. Пронзительно и очень тосно, – подчеркивает И.Хашимжанов. – Роль Нигматжана исполнил Улугбек Насыров. Роль Бузахры – Василя Абдурахманова. Истории их любви и верности веришь до последнего слова.

ФОТО АВТОРА И ИЗ АРХИВА И.ХАШИМЖАНОВА
Страницу подготовила Алиса Масалева
(«Южный Казахстан», 29 апреля 2020 года)

Пікір жазу